Наши дети растут и
развиваются в условиях демократичного, свободного отношения к вопросам пола и
секса. Интимная сторона взаимоотношений между полами стала открытой, это можно
увидеть в газетах, журналах, по телевидению. В связи с этим половое воспитание
сегодня является важнейшей составляющей во всем процессе воспитания. Оградить
ребенка от всего этого просто невозможно, да и делать этого нельзя, потому что
рано или поздно, когда он улетит из родительского гнезда, ему придётся
столкнуться c реальностью.
К сожалению, многие родители недооценивают
важность полового воспитания, пуская этот вопрос «на самотек». На самом же
деле, все не так сложно и трудно, как может показаться на первый взгляд.
Основные
момента полового воспитания
1. Половое воспитание – это не отдельная
сторона, а один из компонентов общего воспитания ребенка. Не стоит на этом
заострять внимание, все должно проходить гармонично, планомерно, в соответствии
с возрастом ребенка.
2. Половое воспитание начинается с самого
рождения ребенка, а не в период полового созревания. В раннем детстве
закладывается фундамент личности ребенка, который в дальнейшем что-то исправить
уже практически невозможно. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка уже в
дошкольном детстве были сформированы правильные представления об окружающем
мире.
3. Между ребенком и родителями должны быть
доверительные отношения, чтобы он мог спокойно, не боясь и не стесняясь,
задавать интересующие вопросы. Ребенок должен быть уверен, что взрослые его
выслушают и не накажут за это.
4. То, что вы краснеете и стыдитесь
неловких вопросов своего ребенка, - это ваши личные комплексы и психологические
проблемы, поэтому необходимо провести работу над собой, над своими
стереотипами. Ваша задача – не передать ребенку свои комплексы.
5.Поколение родителей и поколение детей
отличается. Современные дети быстро взрослеют, поэтому и интерес к интимным
вопросам возникает раньше, чем это было у родителей. Взрослым с этим остается
только смириться и сделать все зависящее от них, чтобы их ребенок получил
нормально половое воспитание. И ни в коем случае не говорить своему ребенку,
что вы в этом возрасте еще интересовались куклами (машинками), а не мальчиками
(девочками).
Как
правильно донести до ребенка информацию по деликатным вопросам?
Малышам необходимо говорить только то, что они хотят знать. Отвечать на вопросы нужно серьезно, спокойно, коротко.
Ребенку нужно дать понять, что зачатие, то
есть секс, - это не то, чего нужно стыдиться, это не что-то грязное и
постыдное. Очень важно, чтобы ребенок понял, что интимная близость, зачатие
происходит по любви между мужчиной и женщиной. Каким образом донести все это до
ребенка-дошкольника?
Во-первых, реакция взрослых на интерес ребенка к
интимной сфере человеческой жизни должна быть естественной, как будто вам
ребенок задает вопрос, почему летают птицы, зачем кошке хвост и т. д. Ответ
нужно дать тут же, не откладывая его на потом. Причем помните, что ответы на
такие вопросы не должны превращаться в лекции. Ясный вопрос – короткий и четкий
ответ. И конечно, ответ должен быть понятен ребенку, соответствовать его
возрасту, не надо вдаваться в детали. Ребенку в дошкольном возрасте достаточно
узнать об этом лишь поверхностно.
Во-вторых, можно и не дожидаться того момента,
когда ребенок сам захочет узнать информацию по интимным вопросам. Но при этом
не стоит ни с того, ни с сего заводить разговор, иначе ребенок обязательно
спросит, почему вы об этом заговорили, что еще больше обескуражит родителей.
Если вы чувствуете, что наступил подходящий момент, если это будет уместно, то
начните разговор сами.
В-третьих, ребенок должен почувствовать, что вы
доброжелательно относитесь к его вопросам. Поэтому ни в коем случае нельзя
кричать, стыдить, смеяться. Если у вас самих такое неправильно представление и
отношение к интимной стороне жизни человека, то не надо свои комплексы
передавать своим детям.
В-четвертых, если ребенок задал вопрос, то не уходите
от ответа, иначе он будет искать информацию у недостоверных источников – своих
сверстников, которые могут наговорить такое, о чем мы взрослые даже не
подозреваем.
Правила
при выборе энциклопедии
Ø Прежде чем показать ее ребенку,
просмотрите ее сами.
Ø Если вас что-то насторожит, рисунки
покажутся очень откровенными, не соответствующими возрасту ребенка, то поищите
другую энциклопедию, и обязательно найдете то, что вам действительно поможет.
Ø Но при этом помните, что, показав ребенку
такую книгу, вам придется многое прокомментировать, объяснить.
Что
означает половое воспитание?
Некоторые взрослые смутно представляют,
что такое половое воспитание. Кто-то считает, что эта сторона воспитания
ограничивается лишь сексуальным аспектом. На самом деле, половое воспитание
является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.
1. Половое воспитание подразумевает
ознакомление ребенка с основами половой жизни.
2. Половое воспитание призвано прививать
ребенку гигиенические навыки.
3. Важная сторона полового воспитания –
знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского
организма, анатомо-физиологическими различиями.
4. Половое воспитание развивает
нравственную личность, адекватное отношение в противоположному полу.
5. В результате полового воспитания
мальчик должен освоить мужскую роль, девочка – женскую, учитывая при этом
общественные и моральные нормы. Мальчик должен понимать, что он в будущем
станет юношей, мужчиной, папой, а девочка – девушкой, женщиной, мамой.
Из
«чего же, из чего же, из чего же» сделаны наши мальчишки?
Ø Мальчики могут быстро отвлечься на другие
дела.
Ø Мальчикам наибольшее удовольствие
доставляет показ ярких игрушек, то есть то, что они могут увидеть
Ø Так, мальчику, даже самому маленькому,
обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”.
Ø Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем
проявления агрессивности и поощряем их активность;
Ø Мальчики чаще всего играют в войну,
подражая героям;
Ø Мальчики «взрывнее» в игре и создают
больше шума.
Ø Воспитание сына в семье - это прежде всего
воспитание будущего гражданина, мужа и отца.
Ø В каждой семье отношение к мальчику должно
быть строже, выше требования к его физической силе и выносливости,
решительности, смелости; поражения и неудачи следует критиковать резче;
Ø Будущих мужчин с раннего детства
необходимо готовить к преодолению жизненных трудностей. Уже тогда, когда малыш
пытается сам справиться с ними, нужно дать ему возможность испытать себя;
Ø Уже с раннего возраста важно требовать от
мальчиков, чтобы они защищали девочек, уступали им место, помогала выполнять
более тяжелую физическую работу;
Ø Интересы мальчиков сосредоточены на
технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания
на победу, на лидерство.
Ø Мальчики признают сильных, смелых и
инициативных сверстников.
Ø Интересно в этом плане поведение ребенка
со старшими. Мальчики стараются вести себя “как мужчины” со своими мамами,
тетями, старшими сестрами.
Из
«чего же, из чего же, из чего же» сделаны наши девчонки?
Ø
Девочки
любят побольше поспать, чем мальчики;
Ø
Даже
на незначительное болевое ощущение девочки реагируют очень бурно;
Ø
Девочкам
больше по душе ласковый мамин голос. Не зря говорят, что мужчины любят глазами,
а женщины – ушами;
Ø
Для
девочек гораздо важнее телесный контакт с мамой,
Ø
Девочку
наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”;
Ø
Девочки
с взрослыми мужчинами ведут себя несколько иначе, чем с женщинами: нередко они
более застенчивы и кокетливы в присутствии мужчин, которые им нравятся;
Ø
От
девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности;
Ø Ролевая
игра: девочки играют в куклы, которых они и покормят, и спать уложат, и песенку
им колыбельную споют;
Ø Необходимо
и у девочек воспитывать правильное отношение к мальчикам. Девочка должна нежно,
ласково относиться к мальчику, утешить его, узнать, почему он плачет, т. е.
проявлять чуткость, внимательность, заботливость;
Ø
Интересы
девочек в большей мере сосредоточены на межличностных отношениях. Девочки любят
сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых. Если девочка агрессивна, не
умеет быть терпеливой, научите ее уступать и быть веселой;
Ø
Девочки
лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия,
устанавливают контакты;
Ø
В
дошкольном возрасте у девочек появляется желание наряжаться, украшать себя.
Они, подражая взрослым, красят губы, подводят брови, хотят быть красивыми. Надо
не высмеивать раннее стремление девочек к красоте, а прививать им основы
хорошего вкуса, чувство меры и т. д. Вот тут-то половое воспитание непосредственно
связано с эстетическим;
Ø
Маленькие
девочки иногда подкладывают под платье различные вещи и заявляют: «А у меня
будет ребеночек»;
Ø
Желая
играть с маленьким ребенком, девочка начинает подражать взрослым. По-видимому,
в такие игры чаще играют девочки, которые очень любят маленьких детей и с
нетерпением ждут появления братика или сестрички.
Недопустимые
вещи при половом воспитании
У дошкольников половое ощущение могут
вызвать поцелуи, особенно в губы. Часто родители целуют маленьких детей в губы
и другие части тела. Это может привести к нежелательным последствиям. Так,
девочка четырех лет на вопрос, кто из родных ей больше всего нравится,
ответила: «Дядя Юра, он вкусно целуется». Маленькая девочка уже определяет вкус
поцелуев. Поэтому следует запретить поцелуи в губы.
Родителям следует обратить внимание еще
вот на что: совсем маленькие ребятишки во время гигиенических процедур должны
правильно употреблять нужные слова. Они должны быть для детей естественными,
как и все другие.
Не стоит употреблять специальные (детские)
выражения, которые для ребенка удобны, но от которых впоследствии ему придется
отвыкать.
Нежелательно смеяться и грубо
реагировать на вопросы касаемые полового развития и действия своего ребёнка,
это может привести к скрыванию своего интереса
у ребёнка и поиску дополнительного «канала информации» (улица, друзья,
школа и т.д.)
Пример
№ 1
Так, родители шестилетней Иры К. круглый
год на окне выращивают огурцы. Девочке, которая интересуется тем, как
появляются дети, доверено опыление огурцов. Здесь же родители в непринужденной:
обстановке рассказывают о мужских и женских цветках, об их оплодотворении и,
постепенно прибегая к помощи русских народных сказок, рассказывают о рождении
детей. Причем уже с детства подчеркивается, что для рождения здорового ребенка
необходимо, чтобы мама тоже была здорова. А для этого надо заниматься спортом
(Ира ходит в секцию гимнастики), соблюдать режим дня, режим питания. И девочка
с удовольствием выполняет все эти требования.
Пример
№ 2
«...Папа с семилетним Мишей шли по улице.
Была ранняя весна, и на улицах такая гололедица, что идти было очень трудно,
некоторые прохожие падали. На середине горки, на самом крутом месте, стало
очень трудно идти. И тут они увидели чужую, незнакомую папе и Мише тетю,
которая спускалась вниз, попала на скользкое место и никак не могла выбраться
ни вперед, ни назад. У тети был большой живот, такой большой, что Миша никогда
такого не видел, оттого тете было еще труднее идти.
Папа быстро подошел к тете и со словами «Мы вам поможем» взял ее под руку. «Миша, помоги»,- сказал папа. Миша подал тете руку, и все стали спускаться вниз. Спустились благополучно. Тетя очень обрадовалась и горячо поблагодарила папу и Мишу за то, что они ей помогли. «Папа, отчего у нее такой большой живот?» - спросил Миша, когда они снова пошли своей дорогой. «А оттого, Миша, что она скоро будет мамой, у нее родится маленький ребеночек, такой же маленький, какого ты видел у дяди Кости и тети Маши, таким же маленьким был и ты, когда родился, и я, и твоя мама. Ребенок вначале так мал, что не может еще сам дышать и есть и, пока он не станет крепче, спит, свернувшись в клубочек в животе у своей мамы, там ему тепло и мягко, и мама кормит его своей кровью, а когда он подрастет, тогда ребенок выйдет наружу, и его уже можно носить на руках и баюкать, и тогда уже сам дышит и сам пьет молоко. Когда ребенок родится, мама его хворает, но потом все проходит, и папа и мама очень радуются, что у них появился маленький человечек. Но пока маленький спит в животе у мамы, он очень слабый, и его надо беречь, значит, нужно беречь и маму. Вот если бы мы той тете не помогли, она могла бы упасть и ушибить свой живот и маленького ребеночка, который находится у нее внутри».
Папа быстро подошел к тете и со словами «Мы вам поможем» взял ее под руку. «Миша, помоги»,- сказал папа. Миша подал тете руку, и все стали спускаться вниз. Спустились благополучно. Тетя очень обрадовалась и горячо поблагодарила папу и Мишу за то, что они ей помогли. «Папа, отчего у нее такой большой живот?» - спросил Миша, когда они снова пошли своей дорогой. «А оттого, Миша, что она скоро будет мамой, у нее родится маленький ребеночек, такой же маленький, какого ты видел у дяди Кости и тети Маши, таким же маленьким был и ты, когда родился, и я, и твоя мама. Ребенок вначале так мал, что не может еще сам дышать и есть и, пока он не станет крепче, спит, свернувшись в клубочек в животе у своей мамы, там ему тепло и мягко, и мама кормит его своей кровью, а когда он подрастет, тогда ребенок выйдет наружу, и его уже можно носить на руках и баюкать, и тогда уже сам дышит и сам пьет молоко. Когда ребенок родится, мама его хворает, но потом все проходит, и папа и мама очень радуются, что у них появился маленький человечек. Но пока маленький спит в животе у мамы, он очень слабый, и его надо беречь, значит, нужно беречь и маму. Вот если бы мы той тете не помогли, она могла бы упасть и ушибить свой живот и маленького ребеночка, который находится у нее внутри».
Пример
№ 3
Ученый Гунтер Фейстель привел такой пример
разумного ответа на вопросы пятилетнего мальчика. Вначале отец показал сынишке
размножение бабочек, затем во время прогулки в лесу - высиживание птенцов
птицами, потом - семейство кроликов. Сын спросил: «А кролики тоже из яиц
вылупливаются?» Отец объяснил: «Крольчата такие маленькие, что живут сперва в
теле матери». Тогда сам ребенок догадался, почему у его приятеля была такая
толстая кошка, а после появилось пять котят. Но малыша мучает вопрос: сам-то он
не помнит, как появился на свет. «Конечно, не помнишь! Ты был совсем маленький,
несмышленыш. Но мы ждали тебя и были очень рады, что ты родился». Малыш был
полностью удовлетворен и больше не задавал никаких вопросов.
Пример
№ 4
На вопрос дочери «Откуда я появилась?»
мать ответила: «Аист в клюве принес и бросил через дымоход в дом». С тех пор
девочка постоянно заглядывала в дымоход, а вечером, прежде чем лечь спать,
обязательно открывала дымоход. Так было до 10 лет, а потом... Девочка долго
переживала родительский обман.
Пример
№ 5
На
вопрос одиннадцатилетней Тамары «Откуда я появилась?» мать дала правильный
ответ. Но когда последовал вопрос: «А как же ребенок на свет появляется?» -
женщина не нашла нужных слов и сказала, что ребенка извлекают путем
оперативного вмешательства. Девочка побледнела, сильно задумалась. Тогда мать
добавила: «А вообще, в большинстве случаев обходится без оперативного
вмешательства: развязывается материнский пупок, и ребенок появляется на свет».
Тамара облегченно вздохнула и верила словам матери до 14 лет. И когда школьные
подруги старались ее разубедить,- это не помогло. Ведь ее мама никогда не
обманывала. Поэтому, узнав истину, девочка почувствовала большую обиду на мать.
Пример
№ 6
Интересный ответ дает Л. Н. Гудкович в
журнале «Семья и школа»: «В животе у мамы есть железки, которые вырабатывают
крохотные яички, и если такое яичко встретится с семенами папы, то оно начинает
расти - пока не вырастет. На возможный вопрос «А откуда в мамином животике
берется папино семя?» ответить можно спокойно, что оно попадает к маме тогда,
когда родители спят ночью вместе и очень любят друг друга».
Значение
семьи в половом воспитании ребёнка
Малыш, живущий в благополучной, спокойной
семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому
что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца,
девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых
наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети
учатся, как вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая
атмосфера, у ребенка не будет возникать желания получать в отношениях с другими
людьми то, что ему недостает дома (понимания, сочувствия).
Важнее всего, как мы говорим об этом с
детьми и КАК на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения.
Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование
правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой
области, очевидно, что родители должны уделить больше внимания именно
психологическому аспекту.
Из
чего же складывается обычный половой опыт у маленьких детей?
Первый и самый обычный сексуальный опыт
дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на
любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у
мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает
досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно
здоровая реакция.
Дети и сами трогают свои половые органы,
прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают,
что прикосновения эти приятны.
Все дети рано или поздно проявляют определенный
интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей
противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду
или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над
этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.
У малыша нередко появляется братик или
сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у
которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного
мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов
и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые,
бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно
объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не
прямой, половой опыт.
Другой неизбежный опыт, оставляющий
глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих
родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими,
мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою
половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.
Еще один опыт – даже если это встречается
и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем
половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не
рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что
происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий