среда, 10 января 2024 г.

 

Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

    


Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица другому.

А что же такое коммуникативные навыки?

  

Под коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Ребенок, обладающий коммуникативными навыками, может конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.

    В настоящее время, с появлением компьютеров и планшетов ребенок стал получать меньше общения не только с взрослыми, но и с друг другом. Человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Практика показывает, что дети, которые мало общаются или не умеют организовать общение более уязвимы и отвергнуты. А это может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

   Дети в возрасте 4-5 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. Ребенок в этом возрасте отличается особой чуткостью к языковым явлениям, у него появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.)

      В среднем дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под руководством педагога и родителей, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Процесс формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на основании учета ведущей деятельности – игровой. Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. 

     Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Ниже представлены игры, направленные на развитие коммуникативных навыков.

      Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры: "Угадай" ,"Расскажи стихи без слов", "Изобрази пословицу".

    Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям можно предложить:

1. изобрази как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

2. произнеси знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

   Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей предложите использовать аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д.

   Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:

 1. участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

3. разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу

4. "Опиши друга"

5. "Подари подарок другу"

6. "Царевна - Несмеяна" Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей. 1. «Что ты делаешь?» 2. «Что мы знаем о Васе?» 3. «Западня» 4. «Запомни внешность» 5. «Ужасные гляделки» 6. Упражнение «Свеча мнений» 7. Упражнение «Нити дружбы» 8. Тренинг - "паутинка"

   Также, не стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители совершенствуют способы общения с ребенком в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним.

   У педагогов с родителями общая задача – сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий