Развитие коммуникативных навыков у детей среднего
дошкольного возраста через игровую деятельность
Слово
коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или
передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен
информацией между собеседниками или же передачу сообщения от одного лица
другому.
А что же такое коммуникативные навыки?
Под
коммуникативными навыками понимается способность человека взаимодействовать с
другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также
правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо
взаимодействовать со многими людьми. Ребенок, обладающий коммуникативными
навыками, может конструктивно организовывать межличностное взаимодействие с
другими участниками и находить адекватные решения коммуникативных задач, оно
ставит его в позицию активного партнёра и, как следствие, позволяет «найти
себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и
несформированность умений не только приводит к обратному результату, но ставит
ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый
вред его психическому и морально-нравственному развитию.
В настоящее
время, с появлением компьютеров и планшетов ребенок стал получать меньше
общения не только с взрослыми, но и с друг другом. Человеческое общение
существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их
ощущений. Практика показывает, что дети, которые мало общаются или не умеют
организовать общение более уязвимы и отвергнуты. А это может привести к
эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию
тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Дети в
возрасте 4-5 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства,
ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта
между взрослым и ребенком. Ребенок в этом возрасте отличается особой чуткостью
к языковым явлениям, у него появляется интерес к осмыслению. Нельзя обучать
детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив
речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой,
практической, познавательной и т.д.)
В среднем
дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности.
Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел
активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог
найти общий язык с любым человеком и завести друзей. В игре, созданной под
руководством педагога и родителей, создается новая жизненная ситуация, в
которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом
потребность в общении с другими детьми. Процесс
формирования полноценной коммуникативной деятельности должен строиться на
основании учета ведущей деятельности – игровой. Одной из наиболее
эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры,
в которых дети действуют одновременно и одинаково.
Отсутствие
соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний
создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно
влияет на развитие общения и межличностных отношений. Ниже представлены игры,
направленные на развитие коммуникативных навыков.
Для
совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать
изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
"Угадай" ,"Расскажи стихи без слов", "Изобрази
пословицу".
Для
совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям можно предложить:
1. изобрази как бушует море, каким голосом говорит
Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
2. произнеси знакомое четверостишие - шепотом,
максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно,
радостно, удивленно, безразлично.
Для развития
у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие
ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения
конфликтовавших детей предложите использовать аналогичное поведение известных
им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень
жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея
и т. д.
Для развития
у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
1. участие в
кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве
актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое
изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
2. сюжетные творческие игры, с повторением сцен -
ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить
детей видеть эмоциональное состояние другого);
3. разговор по телефону со сказочными персонажами,
выражая свое отношение к тому или иному персонажу
4. "Опиши друга"
5. "Подари подарок другу"
6. "Царевна - Несмеяна" Для закрепления
коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с
малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт;
отреагировать на неэтичные высказывания детей. 1. «Что ты делаешь?» 2. «Что мы
знаем о Васе?» 3. «Западня» 4. «Запомни внешность» 5. «Ужасные гляделки» 6.
Упражнение «Свеча мнений» 7. Упражнение «Нити дружбы» 8. Тренинг -
"паутинка"
Также, не
стоит забывать, что эффективное развитие коммуникативных навыков будет только
тогда, когда родители будут принимать активное участие в процессе. Родители
совершенствуют способы общения с ребенком в направлении
личностно-ориентированного взаимодействия с ним.
У педагогов с родителями общая задача –
сделать детей счастливыми, создать атмосферу радости, обеспечить право каждого
ребенка на выдумку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться
личность, происходит расширение круга общения у детей, повышается самооценка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий